Тренды потребления на фармацевтическом рынке
+7 (495) 532 09 25

Динамика потребления фармпрепаратов

Статистика
В 2019 г. на территории России работало 65 тысяч аптек, что на 3% больше, чем в 2018. В рейтингах лидирует аптечная сеть «Ригла» (Москва), ГК «Эркафарм» (Москва), «Имплозия» (4,0%). Выручка за рассматриваемый период выросла на 6% и составила 107,7 млрд руб.  За 9 месяцев 2020 г. оборот коммерческого фармацевтического рынка увеличился на 11% по сравнению с прошлым годом, сообщает DSM Group. Аналитики прогнозируют рост фармацевтического рынка на 5% в 2021-м  с учетом аптечных продаж и текущей эпидемиологической ситуации.

Аналитика
Важно, что рынок ускоряет рост: с 43% в 2017-м до 61% в 2018-м и 83%  в 2019-м. Положительное влияние на рынок оказывают растущий  спрос на лекарства, в том числе на дорогие препаратов и общее увеличение стоимости фармацевтических средств.  Ожидаемый рост цен и дефицит, девальвация рубля и закрытые границы подтолкнули население, в частности, пожилых людей, к закупке препаратов впрок. По сравнению с первым кварталом текущего года в третьем квартале,  россияне стали покупать на 25% больше безрецептурных седативных лекарств, а в начале сентября и к октябрю на 50%. Cнижение платежеспособности и эффект накопившихся запасов лекарств "на руках" потребителей могут стать негативными факторами для аптечного рынка. Вероятность реализации данных рисков приходится на 2-4 кв. 2021 г.

pharm.svg

Рост on-line продаж фармы

Прогноз
Рынок фармацевтики в России традиционно "офлайновый". Две пятых игроков из топ-100 российского аптечного рынка не предлагает опцию онлайн - заказа. Еще у 18% только часть аптечных брендов выведена в онлайн.  Однако, объём онлайн - заказов в сегменте "лекарственные средства" вырос в деньгах за год сразу на 83% и составляет  83 миллиард рублей. Из них 5% доставлены клиентам на руки - это 2,5 миллионов заказов. За прошлый год этот показатель вырос на 14%. Впрочем, вероятно, что главный всплеск уже позади. В 4 квартале 2019 года скорость роста снижалась.

Экспертиза Soldis в категории фармы

Агентство Soldis разрабатывает бренд дизайн упаковок фармацевтических препратов самых разных ценовых сегментов для разных целевых аудиторий. При участии агентства Soldis созданы такие яркие бренды как Кагоцел, Афобазол, Ноопепт, Риностоп, Флюкостат, Циталорин, Аципол, Кудесан, КрилОйл, Орлит, Позитив, Тонгкат, Тонгкат Али Платинум, Ярсагумба и прочие.

 Рестайлинг бренда Кагоцел

Cитуация на рынке
Второй год подряд «Кагоцел» становится российским брендом №1 на розничном рынке по мнению «Национального фармацевтического рейтинга». С 2010 года этот иммуномодулятор входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемый правительством РФ. В марте 2020 года Кагоцел включен в пособие Департамента здравоохранения города Москвы по борьбе с коронавирусной инфекцией.

История создания бренда
Позиционирование «Кагоцел» - «Быстрая помощь даже при запоздалом лечении» нашло визуальное подтверждение в дизайн-концепции упаковки, созданной Soldis. Идею быстродействия препарата передают динамичные лучи и стрелка-слайдер. Новый логотип лаконичен, а упаковка удобна и эргономична. Дизайн создает яркое цветовое пятно на полке и останавливает на себе взгляд покупателя. Визуальный образ и насыщенные цвета передают сильную энергетику бренда, созвучную целевой аудитории, которая живёт полной жизнью. Консервативная стилистика логотипа импонирует специалистам-медикам, а яркий, динамичный блок с расходящимися лучами привлекает конечную целевую аудиторию потребителей препарата. Таким образом, дизайн работает как рекламный носитель сразу на несколько целевых аудиторий.

94b926fdd707da58e0ec60606448c362.jpg

Разработка бренда KrillOil

Cитуация на рынке
Результаты ряда исследований доказали, что потребление омега-3-жирных кислот снижает вероятность ишемической болезнью сердца. Аналитики  Fortune Business Insights прогнозируют рост объема продаж глобального рынка омега-3-жирных кислот к концу 2027, что связано с ростом спроса на функциональные продукты, вызванном пандемией.

История создания бренда
Крилойл Омега-3 - препарат, предупреждающий развитие атеросклероза и болезней сердечно -сосудистой системы, благодаря содержанию в препарате натурального масла арктического криля. Для вывода нового бренда на рынок Soldis создал дизайн-концепцию упаковки интуитивно понятной, чтобы компоненты и предназначения препарата легко считывались. Традиционные для медицинских препаратов визуальные решения сбалансированы креативным воплощением символа бренда. Key-visual бренда - аллегория компонентов препарата. Плавные переливы оттенков напоминают пульсацию сердца. Строгие линии шрифтовой группы логоблока подчеркивают медицинский характер препарата. Цвет логотипа подсказывает характер решаемых средством проблем и привлекает внимание потребителя. Упаковка работает как рекламный носитель, что соответствует задаче вывода нового продукта на рынок.

a396cd517577b0b75a85827922200b2b.jpg

Рестайлинг бренда Афобазол

Cитуация на рынке
Тема снятия нервного напряжения при помощи безрецептурных седативных средств вошла в топ-20 самых обсуждаемых в сети в этом году. Анализ онлайн - рынка лекарственных средств подтверждает серьезный рост продаж успокоительных препаратов  с марта 2020 года. Афобазол входит в топ-5 популярных безрецептурных успокоительных средств на территории РФ.

История создания бренда
Афобазол - селективное, доступное и безопасное средство  в борьбе со стрессом, восстанавливающее и защищающее нервные клетки, повышающее биоэнергетический потенциал нейронов и оказывающее нейропротективное действие. Для донесения идеи действия препарата Soldis разработал коммуникационную платформу бренда. Платформа «всё сложится» легла в основу дизайна, созданного агентством. Идея бренда воплотилась в образе яркой, жизнерадостной мозаики. В сочетании со стройным и лаконичным минимализмом остального дизайна, такой подход ассоциирует продукт с серьёзным медицинским препаратом, ориентирует потребителя на положительный результат и вызывает доверие к фармакологическим свойствам продукта.

e91d6667274a80e12691fd4983fa8e61.jpg

Рестайлинг бренда Pozitiv

Cитуация на рынке
Как отмечает РБК, экономический кризис, запрет выезда за границу и дефицит продуктов - факторы роста стресса. Холдинг «Ромир» провел исследование с целью выяснить, как россияне справляются со снижением настроения и выяснил, что 25% проводят время с друзьями и родственниками; 21% употребляет алкоголь; 17% пьют успокоительные препараты.

История создания бренда
Препарат Pozitiv снижает усталость, борется со стрессом, нормализует сон, тонизирует, улучшает настроение и способствует формированию позитивного восприятия мира. Для вывода нового продукта на рынок Soldis предложил дизайн, рассказывающий о действии препарата, транслирующий идею бренда и остающийся в рамках медицинской стилистики, так как основной канал продаж бренда - аптеки. Образ бренда нашёл воплощение в виде окна-улыбки. При сдвиге внутренней части пачки, сквозь окно видно движение паттерна - символ того, что с Positiv мир вокруг оживает и играет новыми яркими красками. Упаковка - слайдер интерактивна, привлекает внимание потребителя, вызывает желание взаимодействовать с упаковкой, привносит элемент игры-шутки и отражает функционал продукта и эмоцию бренда.

5dec4882c24f5c6493ff73e48ba53760.jpg

Разработка бренда Орлит

Cитуация на рынке

Эксперты отмечают, что в связи с переходом на удаленный режим работы и обучения, россияне стали чаще жаловаться на покраснение и боль в глазах. По данным международного агентства по профилактике слепоты более 65% людей с нарушениями зрения — это люди 50 лет и старше, в 80% случаев слепоты можно избежать в случае своевременного лечения.

История создания бренда
Витаминный комплекс для глаз Орлит - безрецептурный препарат, приобретение которого не требует участия медицинского работника, что требует микса креативного и функционального подхода, чтобы заинтересовать потребителя, объяснить назначение и одновременно вызвать доверие. Предложенный Soldis дизайн упаковки построен на наглядной демонстрации ключевого ингредиента комплекса - черники. Образная насыщенность привлекает массовую целевую аудиторию, а функциональные сообщения доносит до потребителя идею натуральности препарата. Образ орла останавливает на себе взгляд покупателя и поддерживает идею бренда, выраженную в названии комплекса. Таким образом, упаковка работает как рекламный носитель в местах продаж.

 
0ac20157fa916240a97a7fc789de4dc9.jpg

Выводы

При создании дизайна упаковки безрецептурных препаратов эффективны те же подходы, что и к рекламным кампаниям и дизайну упаковок продуктов импульсного спроса. Эмоциональный key visual, привлекающий внимание потребителя должен быть уравновешен строгой стилистикой шрифтовых групп логоблока, убеждающий в действенности препарата. Бренды, созданные по этому принципу, способствуют росту объема продаж. Более, чем 27-милетний опыт работы в индустрии, знание особенностей рынка фармацевтических препаратов и предъявляемых к отрасли требований, как экспертов, так и потребителей помогает создавать сильные бренды в фармацевтической и не только категории и увеличивать прибыль наших клиентов.